Оплата, возврат и удержание банковской гарантии: ключевые моменты и требования

Банковская гарантия позволяет клиенту банка поручиться перед своим контрагентом, что он исполнит свои платежные обязательства, даже если в данный момент у него нет необходимых ресурсов. Однако подать заявку на такую бумагу – это только полдела. Важно понимать, какова комиссия банку за банковскую гарантию, как погашается такой документ, и какие штрафы могут применяться за нарушение условий.
Оплата банковской гарантии банку: основные правила
Гарантии банков выдаются на условиях возмездности: клиенты обязаны платить за получение такого документа. Каждый банк применяет свои тарифы, которые складываются из двух составляющих:
-
Вознаграждение за оформление гарантии: для незначительных гарантий – фиксированная сумма (например, от 1000 руб.), для крупных поручительств – 3-10 годовых % или от суммы гарантии;
- Плата за отвлечение денежных средств из оборота банка: проценты, которые начисляются с даты выдачи гарантии либо с даты совершения банком платежа по требованию бенефициара.
В случае если принципал не исполнит свое обязательство, и гаранту придется производить уплату денежных сумм по банковской гарантии вместо него, клиент будет должен совершить в пользу банка еще один платеж. Это сумма просроченного платежа, которую принципал теперь должен банку, а не бенефициару, и которую нужно возвращать как стандартный кредит, т.е. с причитающимися процентами.
Прекращение действия банковской гарантии: когда и как оно осуществляется
У бенефициара есть право не принимать банковскую гарантию. Он может сделать это в трехдневный срок после получения документа, если обнаружит откровенные нарушения или неясные формулировки. В таком случае принципалу придется внести изменения в гарантию или выпустить новую, либо же попытаться оспорить решение бенефициара в Федеральной Антимонопольной Службе.
Также банковская гарантия может утратить свое действие, если наступают следующие обстоятельства:
- выполнение принципалом своих обязательств в полном объеме;
- поступление оплаты от банка при наступлении гарантийного случая;
- добровольный отказ бенефициара от своих прав.
Гарант по умолчанию не может отзывать выданную им гарантию (если иное не предусмотрено договором), поскольку один из главных принципов предоставления такого документа – безотзывность. Однако в исключительных случаях возврат гарантии со стороны банка возможен. Как правило, это происходит, если сделка или тендер, под которые выдавалась гарантия, были проведены с нарушением (в этом случае гарантия просто аннулируется).

Обеспечение банковской гарантии
Закон предусматривает возможность удержания имущества или средств с банковской гарантии. Бенефициар может обратиться к гаранту с соответствующим требованием в случае ненадлежащего исполнения принципалом условий договора.
Если банк полагает, что финансовый потенциал клиента недостаточно высок, то для покрытия рисков выдачи гарантии он может потребовать обеспечение банковской гарантии. В качестве обеспечения (залога) гарантии могут выступать:
- недвижимость;
- оборудование, спецтехника, автомобили;
- ценные бумаги;
- права на гарантийный депозит;
- поручительство третьего лица.
Залог – это страховка для банка на случай, если принципал все же не выполнит свое обязательство перед бенефициаром, а бенефициар подаст заявление в банк на раскрытие гарантии. В такой ситуации банк выплатит бенефициару денежные средства по гарантии, а потом обратит взыскание на залог и сможет с его помощью погасить свои расходы.
Дополнительные расходы: пени, неустойки и погашение гарантии
Нарушение условий банковской гарантии сопровождается уплатой различных штрафов или пеней. Это происходит в случае, если предоставлены недостоверные документы (принципалом при оформлении гарантии или бенефициаром при предъявлении требования о ее исполнении). В таких ситуациях пени по банковской гарантии платят клиент и бенефициар, соответственно.
Штрафные меры могут применяться и к банку. Так, в соответствии с ФЗ-44, гарант обязуется уплатить бенефициару неустойку в размере 0,1% от суммы гарантии за каждый день просрочки платежа. Другими словами, если банк пообещал совершить платеж за клиента, но погашение банковской гарантии произошло с опозданием, то убытки бенефициара будут компенсированы.

Как избежать проблем с оформлением банковской гарантии
В большинстве случаев клиенту сложно учесть все юридические аспекты, связанные с поручительством, удержанием и неустойкой по банковской гарантии. Чтобы не допустить ошибку и не столкнуться с отказом банка или самого бенефициара, стоит обращаться в квалифицированную финансовую компанию, такую как «СОФИК».
Мы работаем на рынке финансовых услуг с 2019 года и помогаем клиентам получать банковские гарантии на возврат аванса, участие в закупках и оформление коммерческих контрактов. Еще одно направление нашей деятельности – содействие в получении кредита на исполнение контракта.
Основные преимущества работы компании «СОФИК»:
- Комиссия 0% (клиент платит только банку за полученные банковские продукты и другие продукты);
- Бесплатные консультации наших финансистов и юристов;
- Полное сопровождение на всех этапах взаимодействия с банками;
- Минимум бумажной волокиты и личных посещений (возможно полностью дистанционное обслуживание);
- Быстрое одобрение заявок.
Доверьте оформление банковской гарантии для вашего бизнеса финансовой компании «СОФИК»!
Почему 95% клиентов выбирают СОФИК
Оставьте заявку на бесплатную консультацию
- Бесплатная консультация с экспертом СОФИК
- Определим сумму и срок банковской гарантии
- Подберём наилучшие условия для вашего бизнеса
- Ответим на все возникшие вопросы